Диагностика машин в Коми: как техосмотр превратился в фикцию
Эксперимент и двухлетний опыт показали, что в Коми можно пройти техосмотр автомобиля без двигателя и без особых стараний получить на него документы.
На днях в одном из сыктывкарских пунктов технического осмотра автомобилей машину с давно снятым двигателем и уже не первый месяц томившуюся на стоянке удалось освидетельствовать как исправную. Такой эксперимент провели представители некоммерческого партнерства операторов технического осмотра Коми, пишет газета «Республика». Целью эксперимента было доказать, что техосмотр зачастую проходит фиктивно, а по дорогам ездят неисправные автомобили, являющиеся источником повышенной опасности для пешеходов и водителей.
О проблемах с техосмотром в Коми изданию рассказали люди, непосредственно связанные с этим делом: директор ООО «Техосмотр» Андрей Милов, руководитель ООО «Автоконтроль» Александр Иванов и генеральный директор некоммерческого партнерства операторов технического осмотра республики Николай Апанасевич.
«По нашим данным, в прошлом году в республике лишь одна треть машин прошла техосмотр, а из этой трети только половина получила диагностические карты, – рассказал Н.Апанасевич. По его словам, в республике более 300 тысяч машин, а в прошлом году ТО прошли 110 тысяч из них. Даже если вычесть из этих данных новые машины, владельцы которых не должны проходить техосмотр, то все равно остается значительное число.
Напомним, что еще пару лет назад за проверку технического состояния автомобилей отвечала ГИБДД. Ее сотрудники выдавали автовладельцам талоны техосмотра. Но с начала 2012 года талон ТО был упразднен. На смену ему пришла диагностическая карта, которая также содержит полные сведения о транспортном средстве и его исправности. На основании диагностической карты покупается полис ОСАГО. Сотрудникам ГИБДД достаточно проверить его наличие – по закону страховку нельзя оформить без предъявления диагностической карты.
Диагностическая карта не имеет никаких степеней защиты, но подделка этого документа бессмысленна, поскольку при оформлении составляются три экземпляра: два распечатываются (один экземпляр получает владелец авто, а другой хранится в сервисе, где был проведен осмотр транспортного средства), а третий в электронном виде пересылается в официальную базу данных Российского союза автостраховщиков.
Целью реформы техосмотра было сокращение очередей при его прохождении и снижение коррупции. По данным проведенного в январе 2014 года Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ) опроса, большая часть российских водителей (89 процентов) положительно оценила нововведение, большая часть из них (84 процента) считает, что технический осмотр стало намного удобнее проходить. Особенно позитивно они оценили возможность прохождения техосмотра в любом регионе, сокращение списка необходимых для этого документов, а также исключение талона ТО из списка документов, которые водитель обязан иметь при себе.
Если раньше была проблема попасть на техосмотр и пройти его, то теперь, с переходом ТО в руки частников, эта проблема полностью исчезла. Зато появилась другая – фиктивный техосмотр.
Спрос рождает предложение: владельцы неисправных машин готовы покупать диагностические карты, а в сети масса предложений о продаже диагностических карт без показа машины. Цены невысокие, дается стопроцентная гарантия занесения данных в Единую автоматизированную информационную систему технического осмотра (ЕАИСТО). На некоторых сайтах даже размещена уже готовая форма, куда остается только самостоятельно внести данные о марке машины, пробеге, типе двигателя, номер свидетельства о регистрации. При желании документ могут доставить на дом.
Собственно говоря, можно вообще обойтись без всякой диагностической карты – хоть настоящей, хоть липовой. Поскольку многие страховщики втихаря продают полисы ОСАГО без прохождения ТО. Они передают информацию о вашем автомобиле «своему» оператору, который вносит ее в реестр транспортных средств, прошедших техосмотр.
Как пояснил А.Милов, страховые компании, чтобы не упустить клиента и продать ему полис ОСАГО, зачастую заключают соглашения с оператором ТО. Идея в общем неплохая, и для автовладельцев удобная, но дело в том, что техосмотр иногда проводится только на бумаге. Стоимость фиктивного техосмотра, который прошел в ходе эксперимента автомобиль без двигателя, — 665 рублей, а к этой сумме попросили купить за 500 рублей карту юридической помощи.
После того, как в 2012 году техосмотр разрешили проходить не только по месту регистрации автомобиля, но и в любом российском регионе, некоторые наши автовладельцы стали получать диагностические карты в Москве, Архангельской, Мурманской и других областях. При желании, конечно, можно сгонять на техосмотр и за тридевять земель, но, как показывает практика, куда как проще диагностическую карту заказать и купить в интернете. С другой стороны, это предложение облегчает жизнь сельских автолюбителей. Ведь в глубинке нет операторов, способных провести качественный техосмотр.
«Прохождение техосмотра превратилось в фикцию. Мы провели свое небольшое расследование. В одном из северных сельских районов шесть машин «скорой помощи» по документам прошли техосмотр в Усть-Куломе. Но сами подумайте, зачем за несколько сотен километров ехать из одного села в другое, чтобы получить диагностическую карту? Разумеется, что техосмотр служебных машин был проведен лишь на бумаге», – заключил Н.Апанасевич.
Он привел и другой пример. В четырнадцати ДТП, произошедших в Сыктывдинском районе, пострадали 24 автомобиля, и ровно половина из них не проходила техосмотр. Когда недавно Н.Апанасевич об этом доложил на заседании республиканской комиссии по безопасности дорожного движения, то временно исполняющий обязанности главы Коми Вячеслав Гайзер поручил разобраться в ситуации.
А.Милов напомнил про недавнюю аварию в Сыктывкаре, когда в машине скорой помощи погибла молодая фельдшер. Так вот автомобиль скорой не проходил техосмотр так, как это положено по закону.
Как добавил А.Иванов, зачастую не только частники, но и крупные организации требуют или снизить цену, или быть лояльными при прохождении техосмотра. Когда их требования не выполняются, они просто уходят к другому оператору. Благо сейчас выбор есть. В одном только Сыктывкаре семь операторов техосмотра. «Они считают, зачем проходить серьезный техосмотр, если просто можно его купить. Но мы не идем на подлог, поэтому потеряли половину своих крупных клиентов и вынуждены были вдвое сократить персонал», – рассказал А.Иванов.
По мнению специалистов, необходимо проводить техническое освидетельствование всех попавших в дорожно-транспортное происшествие автомобилей. И если авария произошла из-за технической неисправности, то ущерб следует взыскивать с подписавших диагностическую карту операторов ТО и продавших ОСАГО страховщиков. Так это уже делается в некоторых регионах.
Полиция должна наказывать продавцов фиктивных диагностических карт. В России уже были подобные прецеденты. Год назад во Владимирской области был признан виновным в продаже диагностических карт бывший эксперт местного техосмотра. Три месяца он без проведения обязательной процедуры за денежное вознаграждение оформлял владельцам автотранспорта диагностические карты и талоны технического осмотра. По приговору суда он выплатил штраф в размере 30 тысяч рублей и был лишен права заниматься экспертной деятельностью сроком на 2,5 года. В Коми пока ни один мошенник не понес наказания за выдачу диагностических карт без проведения техосмотра.
В пресс-службе республиканской ГИБДД подтвердили, что автоинспекторы сейчас не проверяют прохождение техосмотра. «Наши сотрудники проверяют только полис ОСАГО, а он уже подразумевает, что автомобиль прошел техосмотр. Если же страховщик продал полис ОСАГО автовладельцу, не прошедшему техосмотр, и ДТП произошло по причине технической неисправности, то оператор также несет ответственность за аварию», – уточнил руководитель пресс-службы ведомства Александр Некрасов.
Когда водитель с фиктивной диагностикой автомобиля становится виновником ДТП, то его ждет наказание в виде регрессного требования от страховой компании. То есть если у виновника ДТП просрочен техосмотр, то страховщик все равно выплачивает положенные компенсации пострадавшему, но затем он требует у виновника возместить эти расходы.
Ожидается, что в этом году в очередной раз поменяется закон об ОСАГО. ГИБДД настаивает на том, чтобы отменить бумажные полисы, а проверять автомобили по базам данных полисов ОСАГО. Пока проблема в том, что эта система не работает как надо. Страховщики не высылают сведений о выданных полисах, Российский союз страховщиков не загружает в базу присланные сведения.
Получается, что диагностическая карта как документ, подтверждающий прохождение техосмотра, совершенно не оправдывает возложенные на нее надежды. Значит, необходима срочная модернизация системы учета пройденных тех-осмотров с использованием электронных федеральных учетов.
Источник: komionline.ru
Оставить комментарий
Убедитесь, что Вы ввели всю требуемую информацию, в поля, помеченные звёздочкой (*). HTML код не допустим.