Тахограф — это контрольное устройство, отслеживающее и регистрирующее режим работы водителя, членов экипажа, а также периодичность отдыха.
В рамках Федерального закона "О безопасности дорожного движения" юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны оснащать свои автомобили средствами контроля режима работы и отдыха водителей (тахографическими устройствами). Закон направлен на повышение безопасности дорожного движения и распространяется грузовые автомобили с РММ свыше 3,5 тонн и автобусов, с числом мест более 8.
Контрольное устройство учитывает основные технические параметры автомобиля во время его передвижения - скоростной режим, продолжительность поездки, длительности маршрута и прочее. Т.к. вся информация, поступающая на него, записывается, то есть возможность проведения комплексных проверок водителей на соблюдение требований к режимам труда и отдыха.
Аналоговый тахограф значительно ниже цифровых. В качестве носителя информации использвуется шайба, поэтому аналоговые еще называют шайбовыми. Аналоговые тахографы постепенно меняются на цифровые, в данный момент их составляет около 10%.
Цифровой тахограф более надежен и долговечен. Недостатком цифрового является его трудоемкая ремонтнопригодность, а также дороговизна. Для обеспечения конфиденциальности информации контрольные устройства российского образца оснащаются блоками криптозащиты (СКЗИ).В отличии от аналоговых, цифровые могут сохранять режим работы водителей в память, а затем передать эту информацию на специальные носители. В данный момент доля цифровых тахографов уже достигло 90% и будет в дальнейшем увеличиваться.
Автомобили, осуществляющие грузовые и пассажирские перевозки в странах Европы должны быть оснащены контрольными средствами в рамках международного договора ЕСТР. Соглашение ЕСТР запрещает пересечение границы Евросоюза транспорта, поставленного на учет позднее 16 июня 2010 года с не установленными цифровыми тахографами. Данные требования обеспечивают повышение безопасности движения транспорта на дорогах и сокращение аварийности благодаря постоянному контроля за режимом труда и отдыха водителей и членов экипажа.
Тахографами могут пользоваться:
- Водитель - для учета времени работы и отдыха;
- Транспортное предприятие - для контроля за соблюдением режима работы водителем.
- Контролеры - для контроля за соблюдением режима работы водителем и ведения отчетности транспортными предприятиями.
На одном транспортном средстве может находиться не более одного контрольного устройства, при этом оборудование обязательно должно входить в перечень допущенных к эксплуатации ФБУ "Росавтотранс" контролирующих устройств.
Тахограф, применяемый для работы на дорогах России, может быть оснащен блоком криптозащиты (СКЗИ). Данный блок так же должен входить в Перечень допущенных СКЗИ ФБУ "Росавтотранс"
Цифровые контрольные устройства работают с четырьмя видами карт:
- карта водителя;
- карта предприятия;
- карта мастерской;
- карта контролера.
- Водителю допускается иметь не более одной карты;
- Перед началом движения водитель обязан вставить карту в левый слот контрольного устройства, затем ввести персональный PIN, второй водитель вставляет карту в правый слот, вводит PIN после активации карты первого водителя.
- По запросу тахографа осуществить ручной ввод своего местоположения, с которого начинается движение. В случае, если водитель не ввел эти сведения, они регистрируются автоматически.
- По завершению работы необходимо подтвердить свое текущее местоположение и изъять карту из слота.
- Предоставлять доступ к оборудованию для контролирующих органов, по первому требованию осуществить распечатку информации, сохраненной в памяти устройства.
- По истечении срока эксплуатации, а также в случае повреждения карты, водитель в семидневный срок должен обратиться в организацию, осуществляющей выдачу карт.
- Сведения, внесенные в распечатку вручную, должны быть заверены подписью водителя.
- Осуществлять перевозки с неработающим/неисправным или не соответствующим Требованиям Минтранса устройством.
- Пользоваться неисправной и просроченной картой.
- Извлекать карту во время движения транспортного средства.
- Осуществлять манипуляционные действия с устройством
- Уничтожать информацию, находящуюся в памяти устройства, а также карте водителя.
- Работы по установке, наладке, ремонту и калибровке контрольных устройств необходимо проводить только в мастерских, получивших допуск от ФБУ "Росавтотранс"
- Следить за соблюдением требований по эксплуатации оборудования в соответствии с руководством по эксплуатации завода-изготовителя.
- Контролировать своевременное обслуживание и ремонт оборудования.
- Снабжение водителя термобумагой (для принтера).
- Осуществлять выгрузку информации из внутренней памяти устройства не реже одного раза в 28 дней.
- Обеспечивать хранение выгруженной информации в течении одного года.
- В случае выхода из строя оборудования, обеспечивают хранение блока СКЗИ в течении одного года.
- Неисправное контрольное устройство направляют на ремонт в специализированную мастерскую, имеющую допуск от ФБУ "Росавтотранс" на данный вид работ.
- Ведут отчет утилизированных тахографов и направляют его ФБУ "Росавтотранс"
- Перед утилизацией оборудования обеспечивают запись из внутренней памяти в базу данных предприятия с последующим годичным хранением.
- Следят за наличием в кабине водителя руководства по эксплуатации устройства, установленного на транспортное средство.