Аналоговый тахограф - это контрольное устройство, установленное на транспортном средстве, позволяющее фиксировать режим работы водителя, путем нанесения графических линий на бумажные диски ("шайбы", "тахокарты").
"Шайбы" позволяют фиксировать режим труда и отдыха в течении суток (24 часов) с момента установки в тахограф. Перед началом поездки, водитель обязан внести соответствующие сведения в тахокарту и установить ее в аналоговый тахограф. В случае управления несколькими транспортными средствами в течении суток, водитель обязан использовать одну и ту же тахокарту.
Водитель обязан хранить у себя тахограммы за последние семь дней работы, а в случае выхода из строя аналогового тахографа, он обязан вручную вносить сведения в тахограмму (время отдыха, ремонта и работы). В случае поломки аналогового тахографа во время движения транспорта, водитель имеет право передвижения лишь до ближайшей мастерской.
Аналоговые тахографы деляется на два типа по конструкции:
- круглые, напоминают спидометр, как правило встраиваются в приборную панель автомобиля;
- прямоугольные, напоминают цифровые тахографы, но в качестве носителя информации так же используется диск ("шайба").
Аналоговый тахограф | |
Круглого исполнения | Прямоугольного исполнения |
TCO 1318 | MTCO 1324 |
В случае если тахограф, применяемый иностранным или российским перевозчиком, сертифицирован в одной из европейских стран (являющейся членом Соглашения ЕСТР), то данный тахограф не подлежит обязательной сертификации в России.
При этом данный тахограф должен иметь соответствующий знак на установочной табличке тахографа, который свидетельствует об официальном утверждении.
Знак представляет собой прямоугольник со вставленным в него буквой "е" и проставленной рядом цифрой, соответствующей той стране, в которой данный тахограф сертифицирован. Например: е9 - тахограф сертифицирован в Испании.
Перед поездкой необходимо внести сведения:
- Фамилия, имя, отчество
- Пункт отправления
- Дата установки "шайбы"
- Государственный регистрационный знак автомобиля
- Показание одометра в начале пути
- Пункт назначения
- Дата изъятия "шайбы"
- Показание одометра в конце пути
Показания на тахограф поступают в виде электрических сигналов, полученных от датчика скорости установленного в коробке передач транспортного средства. Тахографы по своей конструкции могут быть: круглыми, напоминают спидометры, устанавливаются в соответствующие пазы, и прямоугольными, по форме апоминают автомагнитолу, вставляются в соотвествующие разъемы в автомобиле.
На лицевой части аналогового тахографа размещены часы, километраж и спидометр.
- Скорость, км/ч
- Время, час
- Пройденное расстояние, км
- Режим первого водителя
- Режим второго водителя
- Режимы рабочего времени/отдыха
- Индикатор наличия диска тахографа ("шайбы")
- Индикатор нарушения скоростного режима
Световая сигнализация, расположенная слева, оповещает о сбоях в работе тахографа (отсутствует "шайба", не исправен самописец и пр.). Сигнализация, расположенная справа оповещает водителя о допущенном нарушении в ходе поездки (превышение скорости).
Максимально допустимая скорость корректируется. Под спидометром расположен одометр, фиксирующий пройденное автомобилей расстояние. По бокам расположены кнопки переключения режима работы-отдыха водителя.
Установка аналоговых тахографов на территории России, а также стран-участниц ЕСТР допускалась до 16 июня 2010 года, позднее этой даты к установке допускались только тахографы цифрового исполнения.