На эти и многие другие вопросы мы попытались ответить, руководствуясь действующими на данный момент в РФ, нормативно-правовыми документами.
Типы тахографов, применяемые на территории РФ
ВИД ТАХОГРАФА | Европейский тахограф (в т.ч. аналоговые) | Тахограф без СКЗИ | Тахограф с СКЗИ |
ИЗОБРАЖЕНИЕ | |||
РЕГИОН ЭКСПЛУАТАЦИИ | Страны-участники Соглашения ЕСТР (в том числе РФ) | Российская Федерация | Российская Федерация |
РЕГЛАМЕНТИРУЮЩИЕ ДОКУМЕНТЫ | Европейское соглашение (ЕСТР), международные перевозки | Постановление Правительства РФ № 720 от 10.09.2009 года | Приказ Министерства транспорта № 36 от 13.02.2013 года |
СРОК ОСНАЩЕНИЯ ТС | 1 июля 1970 | 23 января 2012 | Поэтапное внедрение с 1 апреля 2014 года |
ТИП ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ | Автобусы и грузовые ТС (международные перевозки) | Все автобусы и грузовые ТС (коммерческие перевозки) | Все автобусы и грузовые ТС (коммерческие перевозки) |
Приказ и закон по тахографам
Первоочередным нормативным документом, обязывающим устанавливать тахографы на транспортные средства в Российской Федерации является Постановление Правительства РФ № 922 от 03.08.1996 года (пункт 1), согласно которому, установка тахографов на транспортные средства должна осуществляться на этапе производства и соответствовать Европейскому соглашению, касающимся работы экипажей транспортных средств, производящих международные автомобильные перевозки.
Данное Постановление распространяет действие на: автобусы с числом мест более 20 и грузовой автотранспорт с полной массой свыше 15 тонн, предназначенные для междугородных и международных перевозок. В связи с тем, что заводу-изготовителю не представляется возможным знать, где будут использоваться автомобили, установка тахографов на данные категории ТС не проводилась. Собственники транспортных средств, в свою очередь, тоже не могут устанавливать тахографы по причине того, что Постановление предусматривает установку на этапе производства, а не эксплуатации. В связи с данной несогласованностью, фактически Постановление Правительства РФ № 922 от 03.08.1996 не работало.
В 2009 году было утверждено Постановление Правительства РФ № 720 от 10.09.2009 года, согласно которому оснащению тахографами подлежат все транспортные средства категории M2,M3,N2,N3 осуществляющие на территории РФ коммерческие перевозки грузов и пассажиров.
Данное постановление закреплено Федеральным Законом № 184 от 27.12.2002 "О техническом регулировании" и подлежит неукоснительному исполнению. Порядок оснащения прописан в Приказе Министерства транспорта РФ № 319 от 14.12.2011 года и применяется к владельцам транспортных средств независимо от того, являются ли они собственниками транспортных средств или используют их на ином законном основании (напр. аренда или лизинг).
В 2012 вступило в силу Постановление Правительства РФ № 280 от 02.04.2012 года (пункт 4д,е), согласно которому, основанием для получении лицензии владельцу автобуса, осуществляющего регулярные перевозки пассажиров в междугородном сообщении и с числом посадочным мест свыше 8-ми, необходимо оснастить свое ТС техническими средствами контроля за соблюдением водителем режимов движения, труда и отдыха, а также аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS (в ред. Постановление Правительства № 1064 от 26.11.2013 года).
Тем не менее, Постановление Правительства РФ № 280 от 02.04.2012 года (в ред. Постановления Правительства № 1064 от 26.11.2013 года) не вносит изменения в Постановление Правительства РФ № 720 от 10.09.2009 года и Приказ Министерства транспорта РФ № 319 от 14.12.2011 года, следовательно оснащению тахографами подлежат все транспортные средства категории M2,M3,N2,N3 осуществляющие на территории РФ коммерческие перевозки грузов и пассажиров. Штрафы за отсутствие тахографов на данных транспортных средствах будут применяться сотрудниками ГИБДД в соответствии с статьей 11.23 КоАП.
На основании Постановления Правительства РФ № 280 от 02.04.2012 года был утвержден Приказ Министерства транспорта РФ № 20 от 26 января 2012 года, обязывающий оснащать транспортные средства, находящиеся в эксплуатации, включая специальные транспортные средства категории M1, M2, M3, осуществляющие коммерческие перевозки пассажиров, а также грузовые автомобили категории N, осуществляющие перевозку опасных грузов, аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS.
Далее, был утвержден Федеральный Закон № 78 от 14.06.2012 года, предусматривающий внесение изменений в статью 11.23. Кодекса об административных правонарушений, согласно которой предусматривается штрафование сотрудниками ГИБДД водителей (до 3 тысяч рублей) у которых отсутствуют тахографы или, которые нарушают режим труда и отдыха (до 3 тысяч рублей). Также, данный Закон внес коррективы в Федеральный Закон № 196 от 10.12.1995 года "О безопасности дорожного движения" (статья 20 пункт 1), в соответствии с которыми все транспортные средства, принадлежащие индивидуальным предпринимателям или юридическим лицам обязаны оснащаться тахографами. Тем самым, помимо Постановления Правительства № 720 от 10.09.2009 года установка тахографов с этого момента регламентируется и Федеральным Законом № 196 от 10.12.1995 года.
Технические характеристики, предъявляемые к тахографам, а также порядок оснащения регламентируется и утверждается Министерством транспорта РФ на основании Постановления Правительства № 1213 от 23.11.2012 года.
На основании решения Правительства РФ №1213 Министерство транспорта разработало и утвердило Приказ № 36 от 13.02.2013 года, регламентирующий установку тахографов на транспортные средства только с Средством криптографической защиты информации (СКЗИ). При этом, требование на установку тахографов с СКЗИ не распространяются на автобусы, категории M2,M3, осуществляющих городские и пригородные регулярные перевозки. Следовательно, на указанных категориях транспортных средств допускается наличие тахографов без СКЗИ.
Помимо всего прочего, утверждено Постановление Правительства № 1177 от 17.12.2013 года, обязывающее установку тахографов и аппаратуры спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS на автобусы, осуществляющие организованную перевозку групп детей в городском, пригородном и междугородном сообщениях.
Размеры штрафов за отсутствие тахографов определены в статье 11.23 КоАП и утверждены Федеральным законом № 78 от 14.06.2012 года.
В соответствии со статьей 11.23, штрафы будут применяться к транспортным средствам, у которых отсутствуют тахографы, предусмотренные действующим Законодательством РФ. В настоящий момент установка тахографов на транспортных средствах предусмотрена: Постановлением Правительства № 720 от 10.09.2009 года, Приказом Министерства транспорта РФ № 273 от 21.08.2013 года, Приказом Министерства транспорта № 36 от 13.02.2013 года, а также Федеральным Законом № 196 от 10.12.1995 года "О безопасности дорожного движения" (статья 20 пункт 1) .
Данными законами будут руководствоваться сотрудники ГИБДД при принятии решения о выставлении штрафов.
С 1 апреля 2013 года предусмотрена административная ответственность в виде штрафа за отсутствие или неиспользование тахографа, предусмотренного законодательством РФ. Водителям грозит штраф в размере 1–3 тыс. рублей, а должностным лицам — 5–10 тыс. рублей.
Следовательно, Ространснадзор контролирует наличие тахографов на транспортных средствах, осуществляющих только международные перевозки по территории Российской Федерации, а также лицензирует деятельность по регулярным перевозкам пассажиров в городском, пригородном и междугородном сообщениях. Штрафные санкции применяются в соответствии со статьей 19.5 КоАП РФ.
25 февраля 2014 года Министерством Юстиции РФ были утверждены следующие нормативно-правовые акты:
В соответствии с Приказом № 273 от 21 августа 2013 года, были определены сроки обязательной установки тахографов с СКЗИ (таблица внизу) и постепенного вывода из эксплуатации тахографов, установленных в соответствии с Постановлением Правительства РФ № 720 от 10 сентября 2009 года и Европейского соглашения.
Приказ № 470 от 17.12.2013 года определил типы транспортных средств, не подлежащих оснащению тахографами с СКЗИ.
На основании вышеизложенного, контрольные устройства (тахографы), контролирующие режим труда и отдыха водителей, должны быть установлены на следующие транспортные средства:
М2 – транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, имеющие, помимо места водителя, более восьми мест для сидения, технически допустимая максимальная масса которых не превышает 5 тонн и не осуществляющие городские и пригородные регулярные перевозки. Помимо тахографа, данные транспортные средства должны быть оснащены аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS с 01 июля 2014 года ; | |
М3 - транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, имеющие, помимо места водителя, более восьми мест для сидения, технически допустимая максимальная масса которых превышает 5 тонн и не осуществляющие городские и пригородные регулярные перевозки.Помимо тахографа, данные транспортные средства должны быть оснащены аппаратурой спутниковой навигацииГЛОНАССилиГЛОНАСС/GPS с 01 июля 2014 года ; | |
N2 - транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов, имеющие технически допустимую максимальную массу свыше 3,5 тонн, но не более 12 тонн с 01 апреля 2015 года ; | |
N3 - транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов, имеющие технически допустимую максимальную массу более 12 тонн с 01 сентября 2014 года ; |
Согласно международному договору ECTP, въезд на территорию стран ЕС транспортных средств, впервые зарегистрированных (поставленных на учет в ГИБДД) после 16 июня 2010 года не оборудованных цифровыми тахографами, запрещен.
Порядок и сроки оснащения транспортных средств тахографами
В приведенной таблице указаны типы транспортных средств и сроки оснащения тахографами.
Категория транспортного средства | 23 января 2012 |
1 апреля 2014 | 1 июля 2014 |
1 сентября 2014 |
1 апреля 2015 |
1 января 2018 |
Грузовики массой свыше 3,5 тонн (N2, N3) и пассажирские автобусы (М2, М3), осуществляющие коммерческие перевозки | Тахограф без СКЗИ |
|||||
Транспортные средства категории N2, N3, используемые для перевозки опасных грузов | Х | |||||
Автобусы категории М2 и M3, используемые для перевозки пассажиров | Х | |||||
Транспортные средства категории N3 с полной массой свыше 15 тонн, предназначенных для междугородных перевозок | Х | |||||
Транспортные средства категории N3 | Х | |||||
Транспортные средства категории N2 | Х | |||||
Транспортные средства, оснащенные при их выпуске до 1 апреля 2014 года средствами контроля режимов труда и отдыха, соответствующим нормам ЕСТР |
Х | |||||
Транспортные средства, оснащенные мастерскими до 11 марта 2014 года контрольными устройствами, соответствующими требованиям Технического регламента "О безопасности колесных транспортных средств", (Постановление Правительства Российской Федерации от 10 сентября 2009 г. № 720 |
Х | |||||
Специальные транспортные средства* (п. 3 Приказ МинТранса № 470 от 17.12.2013 года) |
не подлежат оснащению тахографами |
|||||
Колесные ТС, с года выпуска которых прошло 30 и более лет, которые не предназначены для коммерческих перевозок пассажиров и грузов** |
||||||
ТС категории М2, М3, осуществляющие городские и пригородные регулярные перевозки*** | ||||||
ТС, допущенные к осуществлению международных автомобильных перевозок**** | ||||||
Находящиеся в эксплуатации автобусы с числом мест более 20 и грузовых автотранспортных средств с полной массой свыше 15 тонн***** | ||||||
ТС, зарегистрированные военными автомобильными инспекциями (ВАИ) или автомобильными службами федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба | ||||||
Транспортные средства, используемые в оперативно-розыскной работе | ||||||
ТС, зарегистрированные органами, осуществляющими государственный надзор за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники |
Требования по оснащению транспортных средств распространяют свое действия исключительно на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей , деятельность которых осуществляется на территории РФ и являющихся собственниками (или ином основании) транспортных средств, перевозящих пассажиры и грузы