Установка тахографов с СКЗИ: исключительно рекомендательный характер
То, что на автомобилях категорий N2, N3, M2, M3 должен быть установлен тахограф еще с 23 января 2012 года, это бесспорно и однозначно. Однако требования наличия в тахографе СКЗИ – это всего лишь рекомендация Минтранса РФ. Разберемся в этом вопросе подробнее.
Автомобиль и тахограф являются объектами технического регулирования, и, в первую очередь, их технические характеристики должны соответствовать Техническому регламенту о безопасности колесных транспортных средств, ПП-720. Требованиям Техрегламента соответствуют три типа тахографов: отечественные тахографы без СКЗИ, тахографы международного образца (ЕСТР, установленные почти на всех европейских автомобилях) и тахографы с СКЗИ. В качестве подтверждения все эти тахографы имеют сертификат соответствия Техническому регламенту. Законодательство Российской Федерации дает возможность выбора собственнику транспортного средства, какой тахограф ему устанавливать.
Законодательным актом в РФ, определяющим наличие тахографа на колесном транспорте, является Федеральный закон №196 «О безопасности дорожного движения» с внесенными изменениями от 14.06.12 года. В частности, статья 20 пункт 1 гласит: «Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории РФ деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны: … оснащать транспортные средства техническими средствами контроля, обеспечивающими непрерывную, некорректируемую регистрацию информации о скорости и маршруте движения транспортных средств, о режиме труда и отдыха водителей транспортных средств (далее - тахографы). Требования к тахографам, категории и виды оснащаемых ими транспортных средств, порядок оснащения транспортных средств тахографами, правила их использования, обслуживания и контроля их работы устанавливаются в порядке, определяемом Правительством РФ».
Вместе с тем, в соответствии со ст. 5 этого же Федерального закона его положения реализуются путем разработки и утверждения в установленном порядке законодательных, иных нормативных правовых актов по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения: технических регламентов, правил, стандартов, технических норм и других нормативных документов.
Правовое регулирование отношений в области установления, применения и исполнения к любой продукции обязательных требований, таких как разработка, проектирование (включая изыскания), производство, монтаж, наладка, эксплуатация, хранение, перевозка, реализация и утилизация, называется Техническим регулированием. «Вершиной» законодательства в области технического регулирования является Федеральный закон №184 от 27.12.2002 года «О техническом регулировании» со всеми последними изменениями.
Обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции и процессам ее проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации) устанавливает документ под названием Технический регламент (статья 2 ФЗ-184 от 27.12.2002 года «О техническом регулировании» с последними изменениями).
Таким образом, обязательные технические характеристики тахографа как продукции, автокомпонента и объекта технического регулирования, а также требования к его соответствию законодательной базе РФ определяются Техническим регламентом о безопасности колесных транспортных средств (утвержденным Постановлением Правительства №720 от 10.09.2009 года).
Таким образом, тахограф, допущенный к эксплуатации на колесном транспорте на территории РФ, по своим техническим характеристикам должен соответствовать требованию Технического регламента о безопасности колесных транспортных средств (утвержденным Постановлением Правительства №720 от 10.09.2009 года), в частности, Приложению №9 пункт 65.
Соответствие тахографа Техническому регламенту о безопасности колесных транспортных средств (утвержденным Постановлением Правительства №720 от 10.09.2009 года) подтверждается Сертификатом (статья 20-22 ФЗ-184).
Во исполнение Федерального закона №196 «О безопасности дорожного движения», в частности, статьи 20, Правительством РФ вынесено Постановление № 1213 от 23.11.2012 года: требования к тахографам, категории и виды оснащаемых ими транспортных средств, правила их использования, обслуживания и контроля их работы утверждаются министерством транспорта РФ по согласованию с Федеральной службой безопасности и МВД; порядок оснащения транспортных средств тахографами устанавливается министерством транспорта Российской Федерации.
На основании этого Минтранс издает приказ №36 от 13 февраля 2013 года, в котором установлены категории и виды транспортных средств, оснащаемых тахографами, закреплены правила использования тахографов, утверждены правила обслуживания тахографов, установлены правила контроля работы тахографов, а также ряд технических требований к тахографам, одним из которых является наличие в тахографах блока криптозащиты СКЗИ. Также Минтранс Приказом №273 от 21.08.2013 вносит Порядок оснащения транспортных средств тахографами, который также устанавливает категории и виды транспортных средств, подлежащих оборудованию тахографами, и сроки оснащения транспорта тахографами.
Исходя из статьи 4 пункта 3 ФЗ-184 от 27.12.2002 «О техническом регулировании», а именно: федеральные органы исполнительной власти вправе издавать в сфере технического регулирования акты только рекомендательного характера, следует, что технические требования к тахографу, предъявляемые в приказах Минтранса №36 от 13 февраля 2013 года №273 от 21.08.2013, в частности, требования о наличие в нем блока криптозащиты СКЗИ, носят исключительно рекомендательный характер и не обязательны к исполнению.
Таким образом, на данный момент допускается установка и эксплуатация без ограничения срока на транспортных средствах любых тахографов, соответствующих требованию Техническому регламенту о безопасности колесных транспортных.
Начнем с самого наболевшего: тахографов с СКЗИ. Производятся с конца 2013 года. На сегодняшний день известно более 10 производителей, и их количество растет. Тахограф, в состав которого входит активированный блок криптозащиты СКЗИ, принесет своему владельцу значительные финансовые затраты как единоразово, в момент оснащения транспортного средства (стоимость тахографа с СКЗИ выше стоимости тахографа международного образца ЕСТР и отечественного тахографа без СКЗИ), так и в течение всего срока его эксплуатации.
После установки на транспортное средство тахографа с СКЗИ собственнику транспортного средства придется получить Лицензию ФСБ (Постановление Правительства РФ от 16.04.2012 N 313 «Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по разработке, производству, распространению шифровальных (криптографических) средств…», пункт 21 Приложения). Факт необходимости получения лицензии ФСБ обоснован тем, что практически вся деятельность любого транспортного предприятия состоит из бесконечного числа процедур передачи транспортного средства.
Раз в три года для тахографа с СКЗИ предусмотрена процедура калибровки (ее стоимость аналогична стоимости для тахографов международного образца, ЕСТР). Однако также раз в три года на таком тахографе необходима замена блока СКЗИ (стоимость от 15000 рублей) и его активация. Полу-чается, что стоимость владения тахографом с СКЗИ более чем в 4 раза выше, чем тахографом между-народного образца ЕСТР.
Все регистрационные действия с транспортным средством, оборудованным тахографом с СКЗИ (за-мена номерного знака, изменение цвета, внесение изменений в конструкцию т/с и другие действия, связанные с заменой свидетельства о регистрации транспортного средства), влекут за собой новую калибровку и обязательную активацию СКЗИ, а в некоторых случаях и замену всего блока СКЗИ.
При необходимости продать транспортное средство, оборудованное тахографом с СКЗИ, или передать его в аренду (в том числе лизинг), собственник обязан демонтировать блок СКЗИ или тахограф целиком с последующей его утилизацией. Все эти действия не бесплатны, и могут быть проведены только в той же мастерской, где был активирован блок СКЗИ, что не гарантирует гуманных цен. После покупки такого автомобиля покупателю опять придется устанавливать уже другой тахограф за свои деньги. (разъяснение ФСБ №0-44 от 17 апреля 2014 года).
Для работы с тахографами с СКЗИ и их картами нужно будет внедрять на предприятии принципиально новый программно-аппаратный комплекс по стандартам ФСБ (защищенные каналы связи, программы, подготовка помещений и пр.).
Выезд транспортного средства, оснащенного тахографом с блоком криптозащиты СКЗИ за территорию Российской Федерации, даже в случае по-ездки в Белоруссию или Казахстан, запрещен. Это связано не только с тем, что с таким тахографом запрещено движение по странам ЕЭС, Белоруссии и Казахстана, но и потому, что вывоз активированного средства криптозащиты (блока СКЗИ) попадает под действие закона о Защите государственной тайны (санкции за нарушения которого предусматриваются Уголовным Кодексом РФ).
Следующий тип тахографов – отечественные тахографы, без блока СКЗИ. Производились российскими предприятиями в период с начала 2010 года (с момента выхода в свет ПП-720) и до 13 марта 2013 года – до дня появления на свет Приказа Минтранса №36. Эти тахографы отличаются низким качеством изготовления, частыми выходами из строя, нестабильной работой и неверными показаниями. До вступления в силу статьи КоАП 11.23 (до 01 апреля 2014 года) эти тахографы могли смело удовлетворить требования законодательства без опасения получить штрафные санкции со стороны сотрудников ГИБДД.
Однако с 1 апреля 2014 года использование таких тахографов чревато протоколом. Связано это с тем, что в большинстве случаев при установке таких тахографов сигнал скорости берется только из показаний системы спутникового слежения (встроенной в такие тахографы) GPS/ГЛОНАСС. Эти системы работают нестабильно – возможны скачки сигнала, что отражается в отчетах как движение автомобиля со скоростью, превышающей 200-300 км/час.
Также при недостаточном сигнале со спутников система передает в тахограф показания движения транспортного средства в момент, когда автомобиль не движется и водитель отсутствует на рабочем месте, а значит, и отсутствует его карта в тахографе. Все это, согласно второй части статьи 11.23 КоАП, будет трактоваться контролирующими органами как нарушения.
Теперь последний тип – тахографы международного образца, соответствующие требованиям ЕСТР. Такими тахографами уже оборудованы все европейские транспортные средства категорий N2, N3, M2, M3. Эти тахографы бывают аналоговыми (в качестве носителя информации служит бумажный диск – тахошайба) и цифровые, где вся информация храниться непосредственно в памяти тахографа и на карте водителя. Несмотря на довольно обширный модельный ряд аналоговых тахографов (ЕСТР), соответствует требованиям Технического регламента, следовательно, разрешено к использованию, совсем незначительное их количество.
Установленные цифровые тахографы, соответствующие требованиям ЕСТР, на заводах изготовителях транспортных средств глубоко интегрированы в системы управления автомобиля и их демонтаж влечет за собой крупные неисправности этих систем. Эти тахографы подлежат калибровке один раз в два года. Замена каких-либо узлов тахографа в течении всего срока их эксплуатации не требуется. Стоимость значительно ниже, чем стоимость тахографа с блоком СКЗИ. Все российские автомобили, используемые для международных перевозок грузов и пассажиров, в обязательном порядке оснащаются только этими тахографами, соответствующими требованиям ЕСТР.
Судебная практика
13 мая 2016 года Арбитражный суд Магаданской области отклонил постановление Управление государственного автодорожного надзора по Магаданской области (далее-УГАДН), согласно которому УГАДН добивался запрета эксплуатации тахографов ЕСТР, установленных на автомобилях транспортного предприятия, и настаивал на обязательном оснащении тахографами с блоком СКЗИ. Арбитражный суд признал рекомендательный характер СКЗИ и принял сторону Перевозчика.
Оставить комментарий
Убедитесь, что Вы ввели всю требуемую информацию, в поля, помеченные звёздочкой (*). HTML код не допустим.