Порядок применения тахографа

Какой тахограф ставить? Кому ставить тахограф? Какими документами руководствоваться при выборе тахографов? Какой тахограф устанавливать на определенное транспортное средство? Что грозит за отсутствие тахографов? Какой размер штрафа полагается за отсутствие тахографов?

На эти и многие другие вопросы мы попытались ответить, руководствуясь действующими на данный момент в РФ, нормативно-правовыми документами.

КАКОЙ ТАХОГРАФ ВЫБРАТЬ? (нажмите на картинку, чтобы увеличить)
КАКОЙ ТАХОГРАФ ВЫБРАТЬ?

Внимание! С 01 апреля 2014 года вступила в силу ст. 11.23 Кодекса об административных правонарушениях, предусматривающая штрафы за отсутствие тахографов на транспортных средствах, перевозящих опасные грузы.

"В споре рождается истина"
Просим Вас сообщать о найденных ошибках или недостоверной информации на Доске комментариев, расположенной внизу страницы. Если Ваше замечание будет аргументировано и подкреплено документально, то представленный Порядок применения тахографов будет скорректирован, тем самым, общими усилиями мы достигнем единого и четкого понимания действующего законодательства РФ в сфере тахографического контроля.

Типы тахографов, применяемые на территории РФ

ВИД ТАХОГРАФА Европейский тахограф (в т.ч. аналоговые) Тахограф без СКЗИ Тахограф с СКЗИ
ИЗОБРАЖЕНИЕ Европейский тахограф Тахограф без СКЗИ Тахограф с СКЗИ
РЕГИОН ЭКСПЛУАТАЦИИ Страны-участники Соглашения ЕСТР (в том числе РФ) Российская Федерация Российская Федерация
РЕГЛАМЕНТИРУЮЩИЕ ДОКУМЕНТЫ Европейское соглашение, касающееся работы экипажей транспортных средств, производящих международные автомобильные перевозки Постановление Правительства РФ № 720 от 10.09.2009 года Приказ Министерства транспорта № 36 от 13.02.2013 года
СРОК ОСНАЩЕНИЯ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ 1 июля 1970 23 января 2012 Поэтапное внедрение с 1 апреля 2014 года
ТИП ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ Все автобусы и грузовые транспортные средства, осуществляющие международные перевозки Все автобусы и грузовые транспортные средства, осуществляющие коммерческие перевозки Все автобусы и грузовые транспортные средства, осуществляющие коммерческие перевозки

Применение тахографов в Российской Федерации

Для того, чтобы разобраться и более четко понимать систему тахографического контроля необходимо начать с изучения нормативно-правовой базы, положившее начало внедрения тахографов на территории Российской Федерации.

Первоочередным нормативным документом, обязывающим устанавливать тахографы на транспортные средства в Российской Федерации является Постановление Правительства РФ № 922 от 03.08.1996 года (пункт 1), согласно которому, установка тахографов на транспортные средства должна осуществляться на этапе производства и соответствовать Европейскому соглашению, касающимся работы экипажей транспортных средств, производящих международные автомобильные перевозки.

Данное Постановление распространяет действие на: автобусы с числом мест более 20 и грузовой автотранспорт с полной массой свыше 15 тонн, предназначенные для междугородных и международных перевозок. В связи с тем, что заводу-изготовителю не представляется возможным знать, где будут использоваться автомобили, установка тахографов на данные категории ТС не проводилась. Собственники транспортных средств, в свою очередь, тоже не могут устанавливать тахографы по причине того, что Постановление предусматривает установку на этапе производства, а не эксплуатации. В связи с данной несогласованностью, фактически Постановление Правительства РФ № 922 от 03.08.1996 не работало.

Постановление Правительства РФ № 922 от 03.08.1996 года отменено (В соотв. с Постановлением Правительства № 982 от 01.11.2013 года

В 2009 году было утверждено Постановление Правительства РФ № 720 от 10.09.2009 года, согласно которому оснащению тахографами подлежат все транспортные средства категории M2,M3,N2,N3 осуществляющие на территории РФ коммерческие перевозки грузов и пассажиров. Данное постановление закреплено Федеральным Законом № 184 от 27.12.2002 "О техническом регулировании" и подлежит неукоснительному исполнению. Порядок оснащения прописан в Приказе Министерства транспорта РФ № 319 от 14.12.2011 года и применяется к владельцам транспортных средств независимо от того, являются ли они собственниками транспортных средств или используют их на ином законном основании (напр. аренда или лизинг).

Приказ Министерства транспорта РФ № 319 от 14.12.2011 года отменен (В соотв. с Приказом Министерства транспорта № 273 от 21.08.2013 года)

В 2012 вступило в силу Постановление Правительства РФ № 280 от 02.04.2012 года (пункт 4д,е), согласно которому, основанием для получении лицензии владельцу автобуса, осуществляющего регулярные перевозки пассажиров в междугородном сообщении и с числом посадочным мест свыше 8-ми, необходимо оснастить свое ТС техническими средствами контроля за соблюдением водителем режимов движения, труда и отдыха, а также аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS (в ред. Постановление Правительства № 1064 от 26.11.2013 года).

Тем не менее, Постановление Правительства РФ № 280 от 02.04.2012 года (в ред. Постановления Правительства № 1064 от 26.11.2013 года) не вносит изменения в Постановление Правительства РФ № 720 от 10.09.2009 года и Приказ Министерства транспорта РФ № 319 от 14.12.2011 года, следовательно оснащению тахографами подлежат все транспортные средства категории M2,M3,N2,N3 осуществляющие на территории РФ коммерческие перевозки грузов и пассажиров. Штрафы за отсутствие тахографов на данных транспортных средствах будут применяться сотрудниками ГИБДД в соответствии с статьей 11.23 КоАП.

На основании Постановления Правительства РФ № 280 от 02.04.2012 года был утвержден Приказ Министерства транспорта РФ № 20 от 26 января 2012 года, обязывающий оснащать транспортные средства, находящиеся в эксплуатации, включая специальные транспортные средства категории M1, M2, M3, осуществляющие коммерческие перевозки пассажиров, а также грузовые автомобили категории N, осуществляющие перевозку опасных грузов, аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS.

Далее, был утвержден Федеральный Закон № 78 от 14.06.2012 года, предусматривающий внесение изменений в статью 11.23. Кодекса об административных правонарушений, согласно которой предусматривается штрафование сотрудниками ГИБДД водителей (до 3 тысяч рублей) у которых отсутствуют тахографы или, которые нарушают режим труда и отдыха (до 3 тысяч рублей). Также, данный Закон внес коррективы в Федеральный Закон № 196 от 10.12.1995 года "О безопасности дорожного движения" (статья 20 пункт 1), в соответствии с которыми все транспортные средства, принадлежащие индивидуальным предпринимателям или юридическим лицам обязаны оснащаться тахографами. Тем самым, помимо Постановления Правительства № 720 от 10.09.2009 года установка тахографов с этого момента регламентируется и Федеральным Законом № 196 от 10.12.1995 года.

Технические характеристики, предъявляемые к тахографам, а также порядок оснащения регламентируется и утверждается Министерством транспорта РФ на основании Постановления Правительства № 1213 от 23.11.2012 года.

На основании решения Правительства РФ №1213 Министерство транспорта разработало и утвердило Приказ № 36 от 13.02.2013 года, регламентирующий установку тахографов на транспортные средства только с Средством криптографической защиты информации (СКЗИ). При этом, требование на установку тахографов с СКЗИ не распространяются на автобусы, категории M2,M3, осуществляющих городские и пригородные регулярные перевозки. Следовательно, на указанных категориях транспортных средств допускается наличие тахографов без СКЗИ.

Помимо всего прочего, утверждено Постановление Правительства № 1177 от 17.12.2013 года, обязывающее установку тахографов и аппаратуры спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS на автобусы, осуществляющие организованную перевозку групп детей в городском, пригородном и междугородном сообщениях.

Контролирующие органы и штрафные санкции

Размеры штрафов за отсутствие тахографов определены в статье 11.23 КоАП и утверждены Федеральным законом № 78 от 14.06.2012 года. В соответствии со статьей 11.23, штрафы будут применяться к транспортным средствам, у которых отсутствуют тахографы, предусмотренные действующим Законодательством РФ. В настоящий момент установка тахографов на транспортных средствах предусмотрена: Постановлением Правительства № 720 от 10.09.2009 года, Приказом Министерства транспорта РФ № 273 от 21.08.2013 года, Приказом Министерства транспорта № 36 от 13.02.2013 года, а также Федеральным Законом № 196 от 10.12.1995 года "О безопасности дорожного движения" (статья 20 пункт 1) . Данными законами будут руководствоваться сотрудники ГИБДД при принятии решения о выставлении штрафов/

Помимо сотрудников ГИБДД, контролирующие функции возложены на Федеральную службу по надзору в сфере транспорта (Ространснадзор), регулирующую свою деятельность в соответствии с Федеральным Законом № 127 от 24.07.2008 года и Постановлением Правительства РФ № 280 от 02.04.2012 года.

Следовательно, Ространснадзор контролирует наличие тахографов на транспортных средствах, осуществляющих только международные перевозки по территории Российской Федерации, а также лицензирует деятельность по регулярным перевозкам пассажиров в городском, пригородном и междугородном сообщениях. Штрафные санкции применяются в соответствии со статьей 19.5 КоАП РФ.

25 февраля 2014 года Министерством Юстиции РФ были утверждены следующие нормативно-правовые акты:

В соответствии с Приказом № 273 от 21 августа 2013 года, были определены сроки обязательной установки тахографов с СКЗИ (таблица внизу) и постепенного вывода из эксплуатации тахографов, установленных в соответствии с Постановлением Правительства РФ № 720 от 10 сентября 2009 года и Европейского соглашения.

Приказ № 470 от 17.12.2013 года определил типы транспортных средств, не подлежащих оснащению тахографами с СКЗИ.

На основании вышеизложенного, контрольные устройства (тахографы), контролирующие режим труда и отдыха водителей, должны быть установлены на следующие транспортные средства:

М2 – транспортные средства М2 – транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, имеющие, помимо места водителя, более восьми мест для сидения, технически допустимая максимальная масса которых не превышает 5 тонн и не осуществляющие городские и пригородные регулярные перевозки. Помимо тахографа, данные транспортные средства должны быть оснащены аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS с 01 июля 2014 года;
М3 - транспортные средства М3 - транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, имеющие, помимо места водителя, более восьми мест для сидения, технически допустимая максимальная масса которых превышает 5 тонн и не осуществляющие городские и пригородные регулярные перевозки.Помимо тахографа, данные транспортные средства должны быть оснащены аппаратурой спутниковой навигацииГЛОНАССилиГЛОНАСС/GPS с 01 июля 2014 года;
N2 - транспортные средства N2 - транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов, имеющие технически допустимую максимальную массу свыше 3,5 тонн, но не более 12 тонн с 01 апреля 2015 года;
N3 - транспортные средства N3 - транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов, имеющие технически допустимую максимальную массу более 12 тонн с 01 сентября 2014 года;

Внимание! С 23 января 2012 года установка аппаратуры ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS ОБЯЗАТЕЛЬНА на транспортных средствах, используемых для коммерческих перевозок пассажиров и грузов, категорий M и категории N, перевозящей опасные грузы (п.8 Постановление Правительства №720 от 10.09.2009)

С 1 апреля 2013 года предусмотрена административная ответственность в виде штрафа за отсутствие или неиспользование тахографа, предусмотренного законодательством РФ. Водителям грозит штраф в размере 1–3 тыс. рублей, а должностным лицам — 5–10 тыс. рублей.

Согласно международному договору ECTP, въезд на территорию стран ЕС транспортных средств, впервые зарегистрированных (поставленных на учет в ГИБДД) после 16 июня 2010 года не оборудованных цифровыми тахографами, запрещен.

Порядок и сроки оснащения транспортных средств тахографами

«Утвержденный приказ предусматривает несколько этапов, в течение которых все транспортные средства должны быть оснащены тахографами. Те, кто ранее приобрел и установил тахограф старого образца в соответствии с законодательством Российской Федерации, могут беспрепятственно пользоваться им до 1 января 2018 года»

Генеральный директор ФБУ «Росавтотранс» Сергей Сухарев.

Категория транспортного средства 23 января 2012
1 апреля 2014 1 июля 2014
1 сентября 2014
1 апреля 2015
1 января 2018
Грузовики массой свыше 3,5 тонн (N2, N3) и пассажирские автобусы (М2, М3), осуществляющие коммерческие перевозки Тахограф без СКЗИ
         
Транспортные средства категории N2, N3, используемые для перевозки опасных грузов   Х        
Автобусы категории М2 и M3, используемые для перевозки пассажиров     Х      
Транспортные средства категории N3 с полной массой свыше 15 тонн, предназначенных для междугородных перевозок     Х      
Транспортные средства категории N3       Х    
Транспортные средства категории N2         Х  

Транспортные средства, оснащенные при их выпуске до 1 апреля 2014 года средствами контроля режимов труда и отдыха, соответствующим нормам ЕСТР

          Х

Транспортные средства, оснащенные мастерскими до 11 марта 2014 года контрольными устройствами, соответствующими требованиям Технического регламента "О безопасности колесных транспортных средств", (Постановление Правительства Российской Федерации от 10 сентября 2009 г. № 720

          Х

Специальные транспортные средства*

(п. 3 Приказ МинТранса № 470 от 17.12.2013 года)

не подлежат оснащению тахографами

Колесные ТС, с года выпуска которых прошло 30 и более лет, которые не предназначены для коммерческих перевозок пассажиров и грузов**

ТС категории М2, М3, осуществляющие городские и пригородные регулярные перевозки***
ТС, допущенные к осуществлению международных автомобильных перевозок****
Находящиеся в эксплуатации автобусы с числом мест более 20 и грузовых автотранспортных средств с полной массой свыше 15 тонн*****
ТС, зарегистрированные военными автомобильными инспекциями (ВАИ) или автомобильными службами федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба
Транспортные средства, используемые в оперативно-розыскной работе
ТС, зарегистрированные органами, осуществляющими государственный надзор за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники

* К специальным транспортным средствам относятся транспортные средства, предназначенные для выполнения специальных функций, для которых требуется специальное оборудование:

  • автобетононасосы (код ОКП 48 2624);
  • автобетоносмесители (код ОКП 48 2650);
  • автогудронаторы (код ОКП 48 2150);
  • автокраны и ТС, оснащенные кранами-манипуляторами (код ОКП 48 3510);
  • автомобили скорой медицинской помощи (код ОКП 45 1485, 45 1785);
  • автоэвакуаторы (код ОКП 45 2330);
  • пожарные автомобили (код ОКП 48 5410, 48 5415);
  • ТС для коммунального хозяйства и содержания дорог (код ОКП 48 5330);
  • ТС для обслуживания нефтяных и газовых скважин (код ОКП 36 6600);
  • ТС для перевозки денежной выручки и ценных грузов (код ОКП 45 1120);
  • ТС, оснащенные подъемниками с рабочими платформами (код ОКП 48 3710, 48 3710);
  • медицинские комплексы на шасси транспортных средств (код ОКП 45 1120, 45 1480, 45 1785)
  • автолавки;
  • автобусы для ритуальных услуг;
  • автомобили-дома;
  • бронированные транспортные средства;
  • самоходные сельскохозяйственные машины;
  • передвижные лаборатории и мастерские;
  • передвижные репортажные телевизионные студии

** Данные транспортные средства должны иметь оригинальный двигатель, кузов и раму (при наличии), сохранены или отреставрированы до оригинального состояния и в отношении которых в соответствии с постановлениемПравительства Российской Федерации от 30 августа 2012 г. № 870 "Об утилизационном сборе в отношении колесных транспортных средств" (вместе с "Правилами взимания, исчисления и уплаты утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств, а также возврата уплаченных сумм этого сбора", "Правилами условий, при соблюдении которых утилизационный сбор не уплачивается в отношении колесных транспортных средств, которые ввозятся в Российскую Федерацию с территорий государств - членов таможенного Союза и имеют статус товаров таможенного Союза", "Правилами принятия организациями - изготовителями колесных транспортных средств обязательства обеспечить последующее безопасное обращение с отходами, образовавшимися в результате утраты указанными транспортными средствами своих потребительских свойств") утилизационный сбор не уплачивается»

*** Данные транспортные средства должны соответствовать Правилам перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2009 г. N 112

**** В соответствии с карточкой допуска на АТС для осуществления международных автомобильных перевозок грузов и пассажиров (приказ Минтранса России от 22 ноября 2004 г. N 36 "Об утверждении форм бланков лицензий, лицензионных карточек, удостоверений допуска и карточек допуска" (зарегистрирован Минюстом России 17 декабря 2004 г., регистрационный N 6204), оснащаемых контрольными устройствами в соответствии с требованиями Европейского соглашения, касающегося работы экипажей транспортных средств, производящих международные автомобильные перевозки (ЕСТР, Женева, 1 июля 1970 г.)

***** Предназначенные для междугородных и международных перевозок, оснащенных до 8 ноября 2013 г. при изготовлении тахографами в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 августа 1996 г. № 922 «О повышении безопасности междугородных и международных перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом"

Требования по оснащению транспортных средств распространяют свое действия исключительно на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, деятельность которых осуществляется на территории РФ и являющихся собственниками (или ином основании) транспортных средств, перевозящих пассажиры и грузы


ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ ПО НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ (ГУ МВД РФ)

Управление государственной инспекции безопасности дорожного движени (ГИБДД РФ)

"О выставлении штрафов сотрудниками ГИБДД за отсутствие тахографов и нарушение режима труда и отдыха"


ОБСУДИТЬ НА ФОРУМЕ >>>

КОММЕНТАРИИ   
  • Пожаловаться модератору
  •  
  •  
  • Ответить цитатой
  • Цитировать

#1 Евгений » 08.11.2016 15:43

Я купил машину на ней уже стоял тахограф но его перед продажей отключили что мне нужно для того чтобы подключить если я не ИП и вообще никак неоформлен
0 +−
Евгений
Евгений

  • Пожаловаться модератору
  •  
  •  
  • Ответить цитатой
  • Цитировать

#2 Administrator » 14.11.2016 10:33

Цитирую Евгений:
Я купил машину на ней уже стоял тахограф но его перед продажей отключили что мне нужно для того чтобы подключить если я не ИП и вообще никак неоформлен

Если Вы оказываете коммерческие перевозки, то необходимо оформление ИП или юр. лица, следовательно, тогда и сможете активировать СКЗИ в тахографе
0 +−
Administrator
Administrator

Добавить комментарий

Сведения о правообладателе

5

Group Company DiaLoc ®

Diagnostics & Location

© Copyright 2013-2016 GC DiaLoc

All marks used on this site are the property of their respective owners


ГЛАВНАЯ | УСЛУГИ | КОНТАКТЫ | КАРТА САЙТА

Контактные данные

Новосибирск

nsk cont

КАРТА САЙТА

Автомобильные новости